Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Надо ли наказывать детей ?

Дата: 10 апреля 2020 в 14:48

Надо ли наказывать ребенка?

Как бы печально ни звучал ответ на вопрос, наказывать ребенка не то, чтобы надо, а приходится. Наказания, как и награды, помогают ребенку ориентироваться в сложном и многогранном мире. Наказы­вая ребенка за те поступки, которые мы считаем неприемлемыми, мы выражаем свое отношение к тому, что он совершил, устанавливаем для него границы допустимого, возможного и невозможного, хорошего и плохого. И, тем самым, помогаем ему структурировать мир.

Более важным, однако, является вопрос о мере, степени, форме наказаний.

Вот несколько психолого-педагогических заповедей.

  • Негативная оценка должна всегда касаться конкретного про­ступка, а не личности в целом. Плохим может быть то, что со­вершил ребенок, а не он сам. Этот момент чрезвычайно важен для самооценки ребенка. Самооценка — важнейшее личност­ное образование, составная часть уверенности в себе, она начи­нает формироваться довольно рано, уже в дошкольном возрас­те.  В этот период ребенок еще не всегда в состоянии сам оценить результаты своих действий (в том числе проступков). А вот реакция взрослых, прежде всего, родителей, выраженная в нега­тивной оценке его самого — «плохой мальчик», останется тя­желым грузом и заложит основы крайне неприятных послед­ствий — «я плохой». Всегда можно сказать не «ты плох», а «плохо, что разбилась чашка из-за того, что ты шалил».
  • Никогда не стоит унижать ребенка физически или словами:
    ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, такое

поведение взрослых не вызовет.

  • Ребенку должно быть ясно, за что именно его наказывают. Ина­че поведение взрослых воспринимается просто как необъясни­мый эмоциональный всплеск или выражение отрицательного
    отношения к ребенку

            Наказание должно следовать сразу за проступком, особенно это касается маленьких детей. Наказывать отменой поездки в цирк в субботу за истерику в магазине в прошлый понедельник - бессмысленно и вредно. Ребенок уже и не помнит происшествия, не понимает, за что, собственно, получает наказание, и расце­нивает поведение взрослого просто, как выражение негативных
чувств по отношению к нему. Конечно, уже младший школьник или, тем более, подросток в состоянии осознать отсрочку наказа­ния, но сообщено об этом должно быть сразу после неприятных событий, заслуживающих наказания.

            Важно, чтобы все члены семьи выражали единство в оценке тех
или иных действий ребенка.

Несогласованные действия взрослых (мама наказала, папа отменил) приводят к детским мани­пуляциям, а кроме того, не позволяют самому ребенку выстра­ивать четкую картину мира: он так и остается с непониманием того, что хорошо, а что плохо.

  • Последовательность важна и в поведении каждого отдельного взрослого. Если мы, в зависимости от своего настроения, сегодня ругаем ребенка за то, что разрешили вчера, бедняге крайне труд­но усвоить нормы и правила хорошего поведения. И уж если наказание обещано, стоит довести дело до конца. Ведь если мы «забыли» об обещанных репрессивных мерах или передумали - это даст ребенку повод снова и снова манипулировать нами и разрушит его четкие представления о мире.

  • Наказания, конечно, должны зависеть от возраста ребенка. Так, для малыша-дошкольника, ничего нет страшнее (и вреднее), чем игнорирование его самыми близкими людьми. А вот подросток справится с такой ситуацией легче, но для него гораздо более тяжким искуплением проступка могут стать ограничения в об­щении с друзьями или в занятиях любимым делом.

Но, наказывая ребенка за проступки, не следует забывать хвалить его за успехи. К сожалению, довольно часто родители принимают до­стижения ребенка как должные, а вот промахи и проступки - обяза­тельно имеют негативные последствия.

 Для гармоничного и здоро­вого развития ребенку необходимо не только установление границ и норм дозволенности, но и своевременное получение информации, особенно, от близких и значимых людей, о том, что замечены его до­стоинства, победы и результат.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.